11 апреля, 22:34

Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь: история и современность

Рассказом о монастыре мы желаем приоткрыть завесу внутренней жизни обители, укрепить и поддержать тех, кто уже пришел к вере, и, возможно, тех, кто только встает на этот узкий и тернистый путь в поисках ответов на вечные вопросы.

Дубовская обитель в 2015 году отметила 150-летие со дня основания. История монастыря началась в 1864 году с покупки земельного участка протоиереем Иоанном Покровским недалеко от Дубовского посада Царицынского уезда Саратовской губернии. После смерти своих близких родственников отец Иоанн начал дело создания монашеской женской общины. Датой основания монастыря считается день совершения первого торжественного богослужения – всенощного бдения 21 ноября (по новому стилю) 1865 года, в праздник Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Община, собравшая поначалу пять насельниц, с годами прирастала и, несмотря на трудности монастырской жизни, к девяностым годам XIX века объединила сто восемьдесят сестер.

На пожертвования жителей Дубовского посада были отстроены келейный корпус с домовым храмом, величественный Вознесенский собор и многочисленные служебные монастырские здания. Собор возводился дважды, поскольку из-за допущенных подрядчиками при строительстве нарушений кирпичные стены не выдержали веса купола, и здание высотой 42 метра обрушилось! Второе его строительство осуществилось в основном за счет средств купчихи Дивеевой. При монастыре существовал детский приют. Случались в монастырской жизни различные невзгоды, пожары, но ни одно из нестроений не привело к закрытию обители, вплоть до революции.

В 1920 году 14 монахинь во главе с настоятельницей матушкой Антонией приняли смерть от рук безбожников. Монастырь закрыли в 1923 году, монахини разошлись по сёлам, некоторые поселились в Дубовке. С ноября 1925 года здесь располагают сельскохозяйственную детскую колонию на 500 человек. Впоследствии здесь же работала школа-интернат.

Возрождение монашеской обители началось по благословению архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, возглавившего Волгоградскую епархию, выделенную из состава Саратовской и Волгоградской, в январе 1991 года. Уже в июле 1991 года Свято-Вознесенский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Постепенно сохранившиеся монастырские постройки, а также несколько сот гектаров сельскохозяйственных земель стали принадлежать монастырю. Первые сестры приехали в ноябре 1991 года.

В 1998 году настоятельницей обители становится мон. Анна (Ерофеева), ныне игумения. Трудами матушки Анны и сестер возвращается прежний облик обители: многие сохранившиеся старинные здания, много лет лежавшие в руинах, обретают второе рождение.

Источником духовной радости, утешения для насельниц Вознесенской обители и паломников являются монастырские святыни. В храме пребывают Иверская икона Пресвятой Богородицы, написанная на святой горе Афон в конце XIX века, и Ее Тихвинский образ, подаренный обители в 2005 году епископом Назарием, наместником Александро-Невской лавры. Этот список особенно почитаем, поскольку до революции в монастыре находилась местночтимая чудотворная Тихвинская икона, которая была впоследствии утрачена. Рака с мощами батюшки Иоанна Покровского, обретенными в 1992 году, также находится в храме обители. Ведется работа по сбору материалов для канонизации отца Иоанна.

На территории монастыря очищен, засыпанный в советское время, источник. По преданию он был вырыт на месте молитвы отца Иоанна о даровании источника воды монастырю, настолько усердной, что праведник во время обращения ко Господу был приподнят над землей. И именно на этом месте был открыт источник чистой родниковой воды. Из-за того, что к нему и после закрытия монастыря тянулись паломники, власти запретили сюда доступ, а родник завалили камнями и мусором. Со временем его местонахождение было забыто. Однажды, уже после возрождения монастыря, сюда приехала паломница из Москвы, которая решила отыскать родник во что бы то ни было. Ползая на коленях по степи, она всё-таки достигла задуманного! Сегодня над родником возвели небольшую часовню, планируется строительство купальни.

Матушка игумения и сестры живут как одна семья. Связь постоянная: совместные правила, служба, трапеза, послушания. При необходимости в любое время можно поговорить с матушкой, посоветоваться. При желании сестры обращаются и к священнику, который проживает при монастыре. Иерархическая структура монастыря строится традиционно: игумения, благочинная, келарь, уставщик, на каждом послушании – старшая сестра.

Насельницы Вознесенской обители несут послушания в алтаре, храме, иконной лавке, на колокольне, в бухгалтерии, канцелярии. Они работают с монастырским сайтом, проводят экскурсии по монастырю. Сестры трудятся в иконописной, швейной и вышивальной мастерских, а также на скотном дворе, огороде, в курятнике, зимней теплице, медпункте, трапезной, трудятся на собственном молочном производстве, пекарне, прачечной, заготавливают чай, делают свечи. Летом в монастыре очень много цветов, есть небольшой фруктовый сад. На послушания, правила и службы у сестры уходит десять-двенадцать часов в день. Постоянные послушания каждой насельницы меняются нечасто, но день складывается из совмещения разных послушаний.

Но все же на первом месте в обители богослужение и работа над собственной душой. Монахи – это воины Христовы. С кем ведут они войну? С силами тьмы поднебесной, эта борьба ведется в духовном мире. Оружие их – молитва против бесов. Чем больше таких воинов, тем лучше общество в целом. Мирским зачастую некогда молиться, у них дела, работа, а призвание и задача монахов – молитва Господу за мир. Монах кается в своих личных и молится за тех, кто просит его об этом.

Монашество – это призвание от Бога. Как в любой профессии есть люди, отмеченные особым даром: врачи, военные, учителя, так и в монашестве.

Дубовская обитель привлекает большое количество людей. Многие отмечают, что испытывают здесь отдохновение, облегчение в скорби, радость, набираются света, тепла, любви… Монастырь назван в честь Вознесения Господня, поэтому, думается, души всех, кто сюда приезжает, невольно возносятся от земли на небо. Это сложно объяснить словами, это просто чувствуешь.

До революции дубовчане очень любили Вознесенский монастырь. Хочется, чтобы эта обитель стала близка всем жителям нашего города и сегодня, чтобы почитание основателя монастыря протоиерея Иоанна Покровского возрождалось, потому что значение его жизни и деяний для Дубовки неизмеримо велико.

Настоятельница
Дубовского Свято-Вознесенского
женского монастыря
игуменья Анна


поделиться в соц сетях:

1 комментарий к записи “Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь: история и современность”

  1. Александр:

    Добрый день.
    Возможно ли заказать У Вас семейную икону.Сродники Александр, Татьяна, Ольга, Анна.
    Вышлите пожалуйста свое предложение.
    С уважением Александр.

    Ответить

Оставить комментарий